рекламное агентство
 

Взгляды и идеи

К списку статей

«Становление современной рекламы проходило не без изучения западных подходов. Ведь именно там, на Западе, велись исследования, создавались шедевры, писались правила.»

На западный манер. Валери Аренас

Тата, журналист 06.ru

 

Еще 15-20 лет тому назад российская реклама не могла похвастаться «достойными произведениями искусства». Хотя именно тогда пришли к нам первые приемы, первые слоганы а-ля «Не тормози — сникерсни», ставшие уже классикой. Именно тогда мы смотрели на лучшие западные образцы и старались наверстать упущенное.

Сегодня наша голова сплошь забита стереотипами, штампами, навязанными массовой культурой. И та самая культура вещалась и продолжает вещаться даже не с телевизионных экранов и не с газетных полос. Ее рождаем мы сами, создавая вокруг вещи, пропитанные человеческой идеологией того или иного времени.

Кто-то вспоминает 80-е и булочки по 3 копейки, очереди за молоком в стеклянных зеленоватых бутылках, кто-то до сих пор не расстается с Чупа-Чупсом и перестройкой страны. У каждого времени своя история и свои герои. Реклама всегда зависела от культуры, развития искусства в стране. Если она была низкопробной, то это говорило о вкусах не только ее создателей, но и тех, на кого она была направлена. Помните бесшабашные 90-е с такой прогорклой фразой «Пипл хавает» в ответ на недоумение западных коллег-рекламистов, брендологов? Так people, действительно, потребляет то, что ему предлагают, любит, то о чем его говорят, показывают. «По образу и подобию своему»? Кажется, люди так связаны с рекламой, с брендами, что они стали уже частью их жизни, как мат или сленг «креветко». И в этом нет ничего плохого.

Становление современной рекламы проходило не без изучения западных подходов. Ведь именно там, на Западе, велись исследования, создавались шедевры, писались правила. 

Чтобы узнать, чем же настоящий, профессиональный подход отличается от того, что пытались и до сих пор пытаются навязывать некоторые «умельцы», мы обратились к Валери Аренасу — талантливому специалисту.

Итак, знакомьтесь!
 

КРАТКАЯ СПРАВКА:

Валери Аренас, специалист по системам визуальной идентификации. Знает, что такое «создавать проект с нуля». Помогает брендам развиваться и обретать свое лицо и одежду. Родным городом считает Арекипу (Перу) — один из самых живописных уголков  нашей планеты. Сейчас Валери живет и творит в Москве.

06.ru: Итак, Валери, почему именно дизайн?

Валери Аренас: Творческая деятельность приносит мне огромное удовольствие. Неудивительно, что моя страсть выросла в профессиональную деятельность. 
В детстве я пережил уникальный опыт сравнения. В 1991-м году мы вернулись в Россию которая только-только встала на путь капитализма. До этого я жил и развивался в западной культуре, в царстве торговых марок и брендинга. Думаю, именно это и стало семенем, которое теперь дает плоды.

06.ru: Где и чему учились?

Валери Аренас: Официально у меня высшее художественное образование, «корочка» МГТУ им. Косыгина. Да, конечно, художественное образование стало для меня основой, но не дало профессиональных знаний, которые пригодились бы на деле. Практически всему, что умею, научился в реальном «бою»: уже после 2-го курса я работал верстальщиком в компании «Старт Мастер», где окончательно понял, что наше образование живет в параллельном мире. Пришло осознание того, что предстоит много работать и развиваться, ставить цели и идти к ним самостоятельно, в полном взаимодействии с реальной практикой.

06.ru: Что скажете о своих первых шагах?

Валери Аренас: Почему-то вспомнил одногруппника. Его зовут Маздак. Он — иранец. Как-то случился у нас с ним следующий уговор: он меня учит пользованию программой Corel Draw, а я его рисованию от руки. Работа пошла. После нескольких занятий я уже вовсю реализовывал свои идеи на компьютере, в отличие от моих одногруппников, за что, кстати, не раз подвергался нападкам со стороны преподавателей «старой закалки».

06.ru: Участвуете ли в каких-либо выставках?

Валери Аренас: В этом году я впервые приму участие в подобного рода мероприятиях.

06.ru: Как пришли к тому, что есть сегодня?

Валери Аренас: Целеустремленность и трудолюбие. Ну и страсть к своей деятельности, конечно.

06.ru: С какими компаниями, людьми Вам лучше всего работается?

Валери Аренас: Мне нравится работать с людьми, испытывающими трепетное отношение к своему делу. Это и менеджеры, и предприниматели, и бизнесмены, трезво мыслящие, не боящиеся глобальных целей, верящие в силу дизайна и считающие дизайн долгосрочной инвестицией, а не статьей расходов.

06.ru: Вы сказали, что жили за рубежом (Перу, так?) и это повлияло на Вас, виденье? Часто ли вообще работаете с западными заказчиками?  

Валери Аренас: Да, получил опыт работы с западными заказчиками. 

06.ru: Есть ли особенности сотрудничества с ними? 

Валери Аренас: Клиент клиенту рознь, я бы не стал подчеркивать и так заезженные стереотипы. Везде заказчики одинаковые, все зависит от вашего позиционирования. Главное определиться, с какими клиентами хочешь работать. Остается только соответствовать требованиям целевой аудитории.  

06.ru: Требовательнее ли они? Или просто доверяют профессионализму?  

Валери Аренас: Требовательней себя самого к своим работам я еще никого не встречал. 

06.ru: Как бы Вы охарактеризовали свой стиль?

Валери Аренас: Я занимаюсь брендингом, разрабатываю язык для взаимодействия с целевой аудиторией, который становится основополагающим принципом для коммуникации. Также проектирую носители графического языка (например, визитки) или любые другие элементы деловой документации, а также маркетинговые материалы, интерактивная среда и т.д. Соответственно стиль напрямую подчинен задаче. Всегда вырабатываю новые вкусовые грани, навыки, техники и так далее.

06.ru: Как обычно возникает идея? Этот процесс болезненный? Получается ли его контролировать?

Валери Аренас: Любая идея рождается из ранее накопленного опыта. Причем опыт в самом широком смысле. Я стараюсь быть на волне, развиваться во всех направлениях, слежу за дизайном, «насматриваю» глаз, так сказать. Благодаря такому подходу, легко генерировать идеи, держать себя в тонусе, делая свою работу все лучше и лучше, ведь совершенствованию нет предела. 

 

06.ru: Какую из своих работ считаете наиболее интересной, удачной или просто важной?

Валери Аренас: Проект, находящийся в стадии разработки, всегда обладает статусом первостепенной важности. На данный момент я занимаюсь проектом М_СЛИ, вся доступная информация на сайте msli.ru.



06.ru: С чего начиналась работа над этим проектом, сам процесс?

Валери Аренас: Началось все с взаимной симпатии, а дальше аудит и брифинг. Изучал, придумывал и согласовывал. После установления взаимопонимания и общих целей, приступил к разработке основ графического языка. И уже через неделю заказчик принял концепт проекта, который выйдет в свет летом. Сейчас вовсю пользуемся элементами деловой документации и презентациями.

06.ru: Как отреагировал заказчик на то, что получилось? Как он вообще воспринял концепцию?

Валери Аренас: Концепция полностью решает задачи и угождает вкусовым предпочтениям клиента, благо они не противоречат ценностям проекта. Разработанная айдентика легко завоевывает сердца потенциальных партнеров и наполняет гордостью сотрудников компании. Конечная целевая аудитория еще не успела оценить, так как анонс состоится летом.
 


 

 


 

 

06.ru: Принципы, которых придерживаетесь в работе?  


 

Валери Аренас: Работать на пределе возможностей , используя все доступные ресурсы. Стараться совершенствовать проект, применяя всю компетенцию. И, конечно, без духовных принципов не обойтись.


 

06.ru: То, что дизайн является для Вас наркотиком, уже понятно. Но как бы Вы охарактеризовали творчество еще? Дизайн — это искусство или техника?

Валери Аренас: Дизайн — это плод творчества и прагматизма, полностью подчиненный задаче.

 

06.ru: Нужно ли контролировать дизайнера? Например, арт-директору, креативному директору? Или, все-таки, дизайнер может и сам выдавать креатив?

Валери Аренас: Существует бесчисленное количество методов взаимодействия творческой группы, но нужно исходить из ситуации. Как правило, арт-директор опытнее, не пользоваться этим глупо. Но в целом дизайнер обязан «креативить».

06.ru: Часто ли так бывает в дизайнерской среде?

Валери Аренас: Это полностью зависит от профессиональных качеств. Если дизайнер не проявляет себя, как самостоятельную творческую единицу, то само-собой начнет играть роль «прокладки» между арт-директором и компьютером. Увы, это — распространенное явление сейчас.

06.ru: Ваши пожелания и советы как дизайнерам (специалистам), так и заказчикам.

Валери Аренас: Самообладание, смирение, терпение ведут к качественному результату.

06.ru: Спасибо, Валери!
Реклама и брендинг в России развиваются каждый день: стоит посмотреть только в Интернете, какое огромное количество информации о компаниях, сколько различных хитростей, ходов по привлечению клиентов они придумывают. Однако после нескольких десятилетий застоя в силу многих экономических причин мы отстаем от Запада. Хорошего дизайнера, художника-иллюстратора, фотографа, копирайтера найти сложно. Еще сложнее найти людей, понимающих, как должна создаваться реклама, как должна выглядеть торговая марка, сама компания. И здесь конкретного умения владеть карандашом, ручкой или компьютером будет маловато: нужно анализировать, нужно предвидеть, нужно уметь руководить творческой командой, нужно знать психологию, архетипы, искусство, просчитывать каждый графический элемент, продумывать саму идею. У нас пока этому только учатся. И учатся как раз бизнесмены, меняя свои взгляды, подходы, отдаваясь в руки профессионалов, не вмешиваясь в сам творческий процесс. Парадокс: развивается бизнес — развивается реклама, развивается культура.