+7 (495) 101-0000
+7 (499) 553-0000
8 (800) 555-33-33
(звонки по России бесплатные)
...
Взгляды и идеи / Статьи / «Голос за кадром» или голос, влекущий к бренду? Роль диктора в рекламе
Взгляды и идеи / Статьи / «Голос за кадром» или голос, влекущий к бренду? Роль диктора в рекламе

«Сегодня, когда мы выбираем из множества радиостанций, телеканалов и Интернет-СМИ, сфера применения дикторского таланта значительно расширилась.»


Мария, журналист 06.ru

В середине прошлого века в столицу ежедневно приходили сотни писем, подписанных просто: «Москва. Левитану». Голос диктора каждый день внимательно слушала вся страна, да это и неудивительно — ведь радио было единственным способом узнать самые свежие новости!

Сегодня, когда мы выбираем из множества радиостанций, телеканалов и Интернет-СМИ, всенародное признание вряд ли доступно для диктора. Зато сама сфера применения его таланта значительно расширилась.

Так ли много он значит, этот «голос за кадром»? Ответить на этот вопрос помогут научные факты. Любую аудиовизуальную информацию, в том числе и рекламную, человек воспринимает по трём каналам. Примерно 7% эффекта от вашего рассказа зависит от самого текста, в то время как от интонации и тембра голоса — целых 39%! Кроме того, чтобы человек прочитал рекламное сообщение, нужно сразу «зацепить» его, отвлечь от привычных дел. Зато звук он готов воспринимать, даже если занят чем-либо другим. Многие рекламные специалисты ничуть не сомневаются, что хороший диктор в состоянии «спасти» даже самый посредственный сценарий. Вам важно завоевать доверие потенциальных покупателей? Тогда судите сами, насколько важен для вас хороший диктор!

Но каким должен быть профессиональный диктор? Казалось бы, чтобы озвучивать тексты, уже написанные кем-то другим, достаточно иметь приятный и хорошо поставленный голос. На самом деле, всё не так просто. За видимой лёгкостью звучания голоса диктора стоят длительные и упорные тренировки. Профессиональный диктор должен умело управлять звукоизвлечением, артикуляцией, интонациями и даже владеть специальными навыками дыхания. Ещё один аспект — это профессиональное, беглое чтение, в котором диктору не должны препятствовать даже сложные слова и технические термины. Наконец, речь диктора не должна быть окрашена какими-либо местными акцентами. Если всего этого нет, то единственное, что может сделать для вас диктор — это навсегда остаться «голосом за кадром». К слову, даже сам Левитан не сразу был принят на радио, вначале ему предложили избавиться от «оканья»!

Горизонты теле- и радиорекламы постоянно расширяются. Когда-то, чтобы привлечь внимание к продукту, достаточно было отчётливо произнести его название и слоган. Но сегодня каждому ролику нужна интересная продающая идея. В радиорекламе широко применяется языковая игра, драматургические приёмы, а значит, и от диктора требуется больше, чем простое умение красиво говорить — от него требуется и определённый актёрский талант.

Некоторые дикторы уже имеют актёрское образование, другие повышают квалификацию на курсах, а кто-то просто ловит новые тенденции «на лету»... И если это удаётся, то реклама становится более эмоциональной, более убедительной, а значит, и более эффективной.

 

Рекламная акция — очень широкое понятие. Это может быть и серия радиороликов в ротации, и даже интервью с главой компании в прямом эфире. Хороший диктор всегда сумеет проникнуться целью беседы, умело подведёт к наиболее важным вопросам и поможет вам представить рекламную информацию интересно и ненавязчиво.

06.ru приглашает профессионального диктора Андрея Козлова, чтобы поговорить подробнее о нюансах озвучивания рекламных роликов.

Краткая справка:
Андрей Козлов — уже 10 лет занимается озвучиванием рекламных роликов, ведёт программы на разных радиостанциях, также известен как артист екатеринбургской рок-сцены (группа «Ухти-Тухти»). По мнению Андрея, залог успеха рекламного ролика в сочетании хорошего сценария, достойной работы звукорежиссёра и диктора.

06.ru: Андрей, какие рекламные продукты Вы обычно озвучиваете?

Андрей Козлов: Их очень много. В первую очередь, это теле- и радиореклама, ролики для распространения в Интернете, мультимедиа-презентации и корпоративные фильмы, а также телефонные автоответчики для компаний и их call-центров... В общем, всё, что можно сказать мужским голосом! Помимо рекламы, есть ещё художественные, документальные и полудокументальные фильмы, мультфильмы... И, конечно, помимо самой рекламы, меня всегда вдохновляет мой любимый музыкальный проект «Ухти-Тухти».

06.ru: Наверное, такая разнообразная работа формирует определённый уровень и ширину кругозора? Ведь если вспомнить, долгое время рекламные радиоролики читались либо «сладким» женским голосом, либо «металлическим» и беспристрастным мужским, независимо от продвигаемых продуктов и услуг. Как Вы считаете, эта тенденция уже начала себя отживать?

Андрей Козлов: Разумеется, она отживает себя — где-то быстрее, где-то медленнее... Разные рекламные ролики должны воздействовать на разные эмоции. Например, разного рода «информация к размышлению» воспринимается лучше, если она прочитана уверенным мужским баритоном, а для того, чтобы вызвать чувство доверия и понимания, лучше подходит женский.

В рекламе широко применяются как женские, так и мужские голоса, и если диктор — настоящий профи, то он постоянно работает с различными интонациями, модуляциями своего голоса, умело расставляет акценты. Большинство дикторов, которых я знаю, обладают ярким актёрским талантом, даже если они не имеют никакого сценического опыта.

06.ru: Часто ли вы остаётесь довольны рекламными роликами, которые Вы озвучиваете?

Андрей Козлов: Я считаю, что ролик можно назвать успешным, если в нём используется качественный рекламный текст, режиссура, звукорежиссура... (Продолжает голосом Н. Дроздова). А ведь хороший, интересный рекламный текст — большая редкость, встречается в природе раз в год, а то и раз в два года. Увидеть его очень сложно, еще сложнее услышать! (Снова голосом Андрея Козлова). Из последних проектов особенно понравилось озвучивать «поздравительные открытки» для мобильных телефонов, а также забавная новостная программа на Интернет-радио «Квази FM».

06.ru: Какой рекламный продукт вам хотелось бы создавать в идеале?

Андрей Козлов: Хочется, чтобы это были не просто банальные фразы, призывающие во что бы то ни стало купить товар. Хочется не «спасать» неудачные рекламные ролики, а озвучивать достоверную информацию, усиливать эффект от творческих, нестандартных решений. Почему-то диктор до сих пор чувствует себя более уверенно, когда берёт интервью или ведёт новостную рубрику: нет ощущения, что ты кому-то что-то навязываешь, говоришь то, чего не думаешь сам... Конечно, бывает и продуманная реклама, которую интересно и приятно озвучивать. Но бывает это настолько редко, что лично мне до сих пор намного приятнее озвучивать детские сказки.

06.ru: Кто является для Вас авторитетом в Вашей профессии?

Андрей Козлов: Конечно, Левитан! Ну, и доктор Хаус. Они полярны, но оба настоящие профессионалы.

Не ищите те голоса, которые навсегда останутся «за кадром». В профессии диктора немало людей, которые готовы применить все свои знания и ноу-хау для решения ваших задач, сделать вклад в общий имидж компании, добиться самых положительных эмоций и ассоциаций. Обратиться к ним — значит повысить шансы на успех любого рекламного ролика или презентации!